Конфликтный проезд в пригородных маршрутках

Пенсионный день, частичная
оплата или талоны – в списке вариантов решения
проблемы
с перевозкой льготников, которые предлагают
владельцы автопредприятий и власть Львовщины

Конфліктний проїзд у приміських маршрутках

фото: Олег Огородник (2)

Перевозчики на Львовщине угрожают, что прекратят перевозить льготников на междугородных и пригородных маршрутах с 1 апреля. Мол, никакой компенсации от властей не получают с начала 2016-го. Более того, денег за перевозку льготников ждут еще с прошлого года – им не компенсировали около 4 млн грн .

Как писала “Почта”, еще в феврале областные перевозчики рекомендовали Львовском облсовете и облгосадминистрации до 1 апреля определить порядок предоставления адресной помощи тем категориям граждан, которые сейчас пользуются льготами, то есть провести частичную монетизацию льгот на перевозки и таким образом решить конфликт. Однако за дело власть взялась только вчера.

Вечером 30 марта во Львовской ОГА за круглым столом обсудили план действий в отношении льготных перевозок чиновники и владельцы АТП области. О модели, которую наработали, обещают сообщить позже, когда представят ее руководителю Львовщины.

Льготников любые нововведения пугают, ведь, по их мнению, решение, которое примут, в любом случае ударит им по карману.

“Знаете, жду худшего. Водители и до того обычно требовали платы за проезд или половину стоимости билета (особенно это касается водителей пригородных маршруток). Сейчас весна, часто буду ездить на дачу. Видимо, теперь придется добираться на электричке – так точно будет дешевле. Что же делать?” – говорит “Почте” господин Ярослав.

Чтобы в мире и согласии

Власти области конфликт с льготниками и перевозчиками обещает уладить в ближайшее время. Акцентирует, что деньги за льготные перевозки должны возвращать из бюджета, а не из местного.

Зато областная власть оправдывается, что задерживают финансирование из Киева. По их мнению, из возможных вариантов решения проблемы может быть возврат к адресной помощи или же ограничение количества проездов для льготников.

“Конечно, рассматриваем несколько моделей. Когда будем принимать окончательное решение, будем докладывать председателю облгосадминистрации, и тогда уже озвучим, какая модель перевозки льготников будет работать на Львовщине. Времени для решения этой проблемы у нас практически нет, поэтому обещаем уладить все в кратчайшие сроки”, – отметила “Почте” заместитель председателя Львовской ОГА Ирина Гримак.

Со слов председателя Ассоциации перевозчиков Львовщины Ивана Велійки, выход из ситуации есть. Надо только приложить усилия, чтобы его найти.

“Мы послушали власть – три месяца бесплатно перевозили льготников. Нам сказали, что до конца первого квартала вопрос будет решен. Знаем, что из Киева финансирования ждать не стоит. Относительно прошлогодних долгов, то сомневаюсь, ведь из государственного бюджета денег на это не выделили. Перекрыть бюджет прошлого года имела бы область, – рассказывает “Почте” Иван Велійка. –Пусть не вернут тех долгов, но проблему решать надо. Нет финансирования – выйдите к людям и скажите, что нет денег в государстве, чтобы можно было обеспечить бесплатный проезд льготникам. Почему в других областях эти вопросы решили, а во Львовской области якобы сглазили?”

Есть лишь две категории льготников, затраты на перевозку которых водители и владельцы АПТ готовы взять на себя: воины АТО и дети погибших Героев.

“Участников АТО мы готовы возить, если даже не будем получать за это средств. Мы не имеем морального права у людей, которые на востоке стоят с автоматом в руках и защищают нас, чтобы мы могли спокойно работать, требовать каких-то денег. Даже если государство бедное, думаю, это та категория, которая не подлежит никакому обсуждению”, – добавляет Иван Велійка.

Конфліктний проїзд у приміських маршрутках

А как решили проблему соседи?

На Львовщине междугородними пассажирскими автобусами пользуются примерно 15% лиц от общего количества тех, что ездят автобусами. На пригородном транспорте льготные категории – 80% пассажиров. Со слов Ивана Велійки, после принятия Закона 76/8 от 28 декабря 2014-го осталось ориентировочно 24 категории льготников. В Украине это 13,5 млн человек, во Львовской области – свыше 700 тыс. лиц.

В других областях Украины проблему с льготными перевозками решили на местном уровне.

“В каждой области свои подходы. Например, в Ивано-франковской протяжении полтора месяца перевозили только две категории льготников: воинов АТО и членов семей погибших в зоне проведения операции. Власти обратились к перевозчикам с просьбой, и они расширили список до пяти категорий. На Черкасщине перевозчики с властями подписали меморандум – они возят бесплатно четыре категории льготников до решения вопроса финансирования. В Черниговской области бесплатно возят две категории льготников. В Тернопольской также проблему уладили, – говорит Иван Велійка. – На Киевщине такой проблемы вообще нет, потому что там возят не больше четырех льготников в одном автобусе за одну поездку. Лучший вариант сейчас действует в Полтавской области. Мы его давно предлагали нашей власти, но нас не слушают”.

На Полтавщине ограничивают количеством поездок льготников. Так, любая категория льготников имеет право на 50 поездок в год: 10 – на междугородном транспорте, 40 – на пригородном. Человек покупает на автостанции или у водителя билет. С ним и удостоверением впоследствии пассажир идет в отдел социального обеспечения, пишет заявление на компенсацию, добавляет к ней свои билеты за месяц-два и больше. Отдел соцобеспечения выплачивает деньги, которые лицо потратила на транспорт.

“Что это дает? Власть имеет возможность посчитать, сколько денег из местного бюджета выделить на перевозку льготников, и рассчитать, какое количество бесплатных поездок может предложить льготным категориям”, – добавляет Иван Велійка.

Для того, чтобы в области ввести полтавскую модель перевозки льготников, власти нужен месяц, чтобы механизм работы наработали социальные службы, финансисты. В течение этого времени перевозчики готовы и дальше бесплатно перевозить льготников.

“Пока все будут готовить, мы готовы перевозить людей, которые действительно нуждаются: слепых, воинов АТО, инвалидов i-II категории… Понимаем, что есть и пенсионеры, которые имеют низкие доходы. Для них можем также пойти на уступки (например, раз в неделю они смогут бесплатно ездить на маршрутках)”, – отметил Иван Велійка.

На Стрыйщине выдают талоны на проезд

Со слов директора Ооо “Львовское АТП-14631” Андрея Думы, в Стрыйском районе действует пилотный проект по перевозке льготников.

“В Стрыйском районе приняли решение реализовать пилотный проект, который бы дал возможность льготникам частично компенсировать проезд в междугородном транспорте, и сделать адресную помощь. Что это означает? В районном бюджете предусмотрели средства, которые будут возвращать перевозчикам за перевозку льготников. Соцзащита района собрал председателей поселковых советов, узнали, сколько где проживает льготников. В каждом сельсовете выписывают проездные документы (своего рода талоны), в которые вписывают номер удостоверения, если человек имеет льготу и удостоверение, – говорит Андрей Дума. – Сельские головы раздают своим льготникам по восемь таких талонов на месяц. Льготник при наличии удостоверения дает документ водителю, тот отдает собранные талоны предприятию, а оно уже в конце месяца или квартала отдает их в соцзащиту района. На основании тех отчетов получает денежные средства-компенсацию за льготные перевозки”.

Но эта модель половинчатая, ведь на государственном уровне вопрос перевозки льготников не решено, уверен собеседник. Перевозчики считают, что социально незащищенными слоями населения должна в первую очередь заботиться государство.

“Перевозчикам не нужны возмещения. Государство взяло на себя обязательства и отвечать за своих льготников: возвращать им деньги за проезд, а не платить субвенции перевозчикам. Моему предприятию за 2015-ый соцзащиту по договору возместил субвенцию на общую сумму 1,6 миллиона гривен, 350 тысяч гривен они мне еще должны за прошлый год. В целом же возместили 12% субвенций от фактически перевезенных льготников”, – отмечает Андрей Дума.

Он добавляет, что большинство перевозчиков области готова на еще один, по их мнению, достаточно компромиссный вариант – чтобы льготники платили 50% стоимости проезда в автобусах.

Обсуждение закрыто.