Модные страсти по-львовски

“Почта” узнала, какой наряд носили львовские барышни разных эпох, признавали европейскую моду и каких жертв
требовала их красота

Модні пристрасті по-львівськи

фото: star.korupciya.com, lovelylife.in.ua

Львовянки во все времена были заядлыми модницами, так наперегонки шили себе новые платья, чтобы понравиться импозантным кавалерам. Лучший одежду производили при королевских дворах, а эскизы найпомпезніших платьев держали под замком. Красивые наряды забирали у них здоровье и даже заставляли терять сознание . Кажется, что мода была своеобразной религией, которую они ревностно исповедовали. Настоящий львовский бомонд щеголял нарядами на балах и съездах, а те, что не соответствовали модным тенденциям, не выходили в люди. Историки говорят, что красавицы города Льва не пасли задних – одевались не хуже парижанок и, бывало, давали им фору. В конце концов, сам город просто обязывало женщин одеваться соответственно.

Модні пристрасті по-львівськи

“Сколько существует Львов, столько существует львовская мода. Специалисты утверждают, что мода меняется трижды в столетие. Прежде всего тенденции диктовали функциональные вещи, то есть чтобы было прежде всего удобно (в быту, на улице, в дождь или снег, в храме или в гостях). Что интересно, до XIX века не было правого и левого сапога, а были два одинаковые: человек розходжувала обувь, и оно адаптировалось к ее ноги. Одежда тоже был универсальным”, – рассказывает “Почте” львововед Петр Радковец.

Мода умеет удивлять

“В XVIII веке даже выходил журнал “Вестник мод парижских”! Львов жил за последними тенденциями европейской моды. Покупали издания и женщины, и мужчины для своих дам. Как-то, листая его в библиотеке, наткнулся на эскиз женского платьица в разрезе для похода в костел. Оказывается, под длинное платье была возможность прикрепить специальный деревянный стул, на который дама могла сесть так, чтобы окружающие не заметили”, – отметил львововед.

Одевать и снимать одежду было настолько трудно и долго, что женщина априори не могла предать мужа

В разные времена и эпохи мода умела удивлять. Например, идеалом женской красоты в XIV-XV вв. была беременна.

“Ходить беременной было настолько модно, что большинство женщин запихивали под платья специальные подушки, чтобы другие думали, что они ждут ребенка. Считалось, если женщина беременна, то она здоровая, сильная и прекрасная”, – говорит Петр Радковец.

Модні пристрасті по-львівськи

“К началу ХІХ века женщина самостоятельно одеться не могла (если, конечно, она следила за модой). Каждая дама имела служанку, которая ей помогала наряжаться. Одевать и снимать одежду было настолько трудно и долго, что женщина априори не могла предать мужа”, – рассказывает Петр Радковец.

Дышать полной грудью немодно

Красота требует жертв. Здесь речь о корсетах… До XVIII века. идеальным объемом талии считали 40 см. Позже его уменьшили на 7 см. Если у знатной женщины талия была толще, ей запрещали появляться на людях. Такую моду ввела Екатерина Медичи, жена короля Франции Генриха II.

Талию сужали с помощью корсета, которого в нужный момент иногда фиксировали несколько слуг. В такие моменты женщина могла потерять сознание. Издевательство над телом приводило к нешуточным проблемам со здоровьем.

Самые первые корсеты изготавливали из дерева и металлических прутьев, которые вшивали в подкладку платьев. Их туго стягивали шнуровкой на спине. В XVIII ст. прутья и дерево заменили на усы кита. Девочки должны были носить корсет с семи лет, поэтому для них шили специальные детские. После 16 лет в их гардеробе должны появиться жесткие. Даже будучи беременной, женщина не переставала ходить в корсете. Это продолжалось почти до шести месяцев беременности! Именно поэтому женщина, бывало, не способна была выносить ребенка. Многие становились бесплодными.

Самые первые корсеты изготавливали из дерева и металлических прутьев

“Женщины даже удаляли ребра, чтобы влезть в корсеты. Впоследствии у них деформировалась грудная клетка. Мужчины понимали, что такая женщина может не выносить им здорового ребенка, ведь сама уже больная, поэтому брали себе в жены девиц из деревень. Именно тогда появилось понятие “женщина-кормилица”, то есть та, что может выкормить ребенка. Через немного корсеты выходят из моды, женщины начинают носить платья с талией под грудь”, – говорит Петр Радковец.

Модні пристрасті по-львівськи

Собеседник рассказывает, что в XIX веке. популярными становятся турнюры – модное в 1870-1880-х годах приспособление в виде подушечки, которую дамы подкладывали сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. Турнюр мог быть в виде собранной складки, располагавшейся чуть ниже талии на заднем полотнище юбки и формировало характерный силуэт с очень выпуклой нижней частью тела.

“В разные времена подчеркивали различные части тела. Демонстрировали и грудь, и талию. Каждая эпоха диктовала свои тенденции”, – говорит Петр Радковец.

Фризура на луне

В древние времена женщины могли позволить себе сделать прическу лишь раз в несколько месяцев, поэтому пришлось прилагать все усилия, чтобы ее поддерживать.

Нужно надевать то, что подходит именно вам, а не только модное

“Женщины даже спали сидя, чтобы уберечь локоны. Это были жертвы моды! В каждом городе были цирюльники. Не думайте только, что они – всего лишь парикмахеры. Цирюльники предлагали значительно более широкий спектр услуг: и кровь спускали для снижения давления, и педикулез лечили (ведь тогда это было очень распространено), и, конечно, наводили красоту”, – говорит львововед.

С его слов, для того, чтобы хорошо пахнуть, дамы сушили травы и носили их при себе. Вот так альтернатива парфюмерии!

Наряды на вес золота

Модні пристрасті по-львівськи

Среди известных львовянок, на которых ориентировались в моде женщины Львова, была Мария Сольська. Ее малювало много художников, ведь она была и моделью, и актрисой театра Скарбика. Женщина пропагандировала сценическую моду в городе Льва. Соломия Крушельницкая и Мария Заньковецкая также красиво одевались. “Самой большой модницей города была возлюбленная короля. Увидев ее впервые на балконе, король не удержался и влюбился с первого взгляда. Очевидно, и наряд прекрасной дамы сыграло далеко не последнюю роль. К слову, одежда в те времена стоил очень дорого. Если у женщины было три и более платьев, она была первой красавицей и модницей. Именно поэтому одежду носили очень долго”, – рассказывает Петр Радковец.

Именно поэтому модельеры работали в основном при богатых дворах и впитывали львовский бомонд. В городе также были специальные школы, где учили шить одежду. “Интересный факт: богатые женщины и мужчины могли подарить одежду со своего плеча бедному. Это считалось самым большим подарком”, – говорит Петр Радковец.

Даже будучи беременной, женщина не переставала носить корсет

С его слов, первое, что удивило советскую армию, которая пришла в город в 1939-ом, – море обуви, что лежало возле каждого дома и каждой львовской брамы. Солдат это очень поразило, потому они за неделю все хорошенько сгребли, добавляет собеседник.

Колорит Львова диктует моду

“До революции в Львове существовали так называемые артели. Там работали также представители европейских школ моды: австрийской, польской и парижской. Даже из Европы к нам ездили одеваться, хотя она однозначно влияла и далее влияет на моду львовян. Украинские дома моды появились значительно позже, чем в Европе, а после войны их вообще не стало”, – отмечает “Почте” дизайнер Мария Костельная.

Модні пристрасті по-львівськи

“Львов всегда был своеобразным Лас-Вегасом: здесь работали казино, банки, в конце концов, дома разврата. Городские барышни хотели одеваться не только со вкусом, но и за последними тенденциями европейской моды. Радует, что и сейчас хотят одеваться красиво. Даже если они в кроссовках, то все равно могут быть женственными”, – говорит Мария Костельная.

С ее слов, сейчас в моде этнические мотивы. “Трендом на следующие пять лет будет возвращение к корням. Нам же ничего менять не нужно, ведь каждая настоящая львовянка часто носит вышиванку или любой другой этнический одежда. В этом все мы. Этой весной можно одеть вышиванку, джинсы, кроссовки – и быть самой стильной”, – говорит Мария Костельная.

Из века в век

“Мода повторяется. Да и Львов всегда был мини-Парижем, следовательно, модным городом. Например, мне очень импонирует мода 20-30-х годов прошлого века. Тогда городские дамы были удивительно женственными. В своих работах я тоже, признаюсь, использую тогдашние тенденции. Еще в детстве моя мама имела много журналов с того времени. Я их всегда читала и восхищалась! Львов в модных тенденциях мог спокойно конкурировать с Веной или Парижем. Женщины очень тщательно за собой следили. Львовская мода также имела право на жизнь и отличалась. В те же 20-30-е годы в одежде были этнические мотивы”, – отмечает “Почте” модельер Роксолана Богуцкая.

Под длинное платье прикрепляли специальный деревянный стул, на который дама могла сесть так, чтобы окружающие не заметили

По ее словам, нынешние львовские женщины должны следить за модой, но помнить о индивидуальный стиль. “Мода сейчас очень демократична. Каждая колония может иметь индивидуальный стиль. Нужно надевать то, что подходит именно вам, а не только модное. Вам должно быть комфортно в одежде. Не забывайте, что ваш внешний вид должен производить только правильное впечатление”, – советует Роксолана Богуцкая.

Модні пристрасті по-львівськи

“На моду влияет все: политические и экономические дела, развитие медицины и культуры”

Зеновия Тканко, искусствовед, профессор кафедры моделирования костюма Львовской академии искусств, – о том, как выглядели львовянки сто лет назад, влияла политика на модные тенденции и в чем заключалась модная первенство Львова

Модні пристрасті по-львівськи

– Расскажите, пожалуйста, как выглядела модная львовянка сто лет назад? Или женщины придавали значения своему внешнему виду?

– Конечно. Все модные процессы, которые происходили в мире, имели место и во Львове. До Первой мировой войны город Льва был частью Австро-Венгерской империи. В нем были дома моды, салоны, художники и много школ. Портниха, было одним из самых распространенных специальностей, которому учили девочек. Те потом становились известными портнихами или просто для себя учились. Были во Львове как очень дорогие элитные ателье, так и попроще.

В начале ХХ века царил еще стиль предыдущей эпохи – модерн, который на Галичине называли сецесиею. Надевали приталенные корсетные платья. Характерными для того времени были большие шляпы. Женщины той эпохи носили блузы с воротником-стойкой и длинными рукавами буфами. Относительно цветов – в основном пастельные, с добавлением черного или фиолетового. Характерной была очень зажата талия, длинная со стрейчем юбочка. Также были популярны кружевные платья. Яркая представительница той эпохи – Соломия Крушельницкая.

– А каким тканям отдавали предпочтение? Какие аксессуары использовали?

– Ткани были очень разнообразные: и бархат, и шелк, и кружевные. Богатые и роскошные. Платья часто расшивали бисером. Популярной была вышивка. В Галичине горожанки активно использовали ее и в повседневной одежде, и в праздничном. Любили украшать, в частности, верх платьев. Общественные деятельницы-патриотки вышивкой пытались подчеркнуть свою украинскость, ведь Львов – город многонациональный. Даже в форме девочек, которые учились в женских гимназиях и школах, в основном на кармашках была вышивка. А вообще мода была европейская. Аксессуары также были очень актуальны, и их было много. Особенно любили надевать украшения на уши и на шею. На женщине всегда была череда каких-то кораллов.

– Что можете рассказать о белье?

– Белье до Первой мировой войны была затруднена, многослойная (например, штанишки с кружевом). Позже все спростилось. Начался период активной реформации женской одежды. Шла борьба, в частности, за отказ от корсетов. Прогрессивные люди во главе с медиками и активистами требовали освободить женщину от них, ибо это вредило здоровью, пропагандировали свободную одежду. Появилась так называемая платье-реформа. Она была свободного кроя, начиная от плеч, с прямым силуэтом.

Первая мировая война вообще поставила крест на историческом корсетном костюме. Именно жизнь до того заставила. Пришла война, и настало время, когда женщина заменяла мужа. Поэтому даже брюки необходимо было одеть. На моду влияет все: политические дела, экономические, развитие медицины и культуры.

– Можно ли говорить, что Львов в развитии моды был более прогрессивным, чем другие города страны?

– Да, потому что у нас были непрерывные традиции развития моды. Еще в средневековом Львове были высокие художественные ремесла, которые продолжали развиваться несмотря ни на что. Модные процессы в Львове до Второй мировой совпадали с европейскими. В нашем городе возникла первая школа моделирования в Украине. Первый дом моделей возник в Киеве, второй – в Львове. Город Льва всегда было модным центром. Уже с 1939-го до Львова по одежда приезжали из Восточной Украины, из России. В основном это были актеры, генералы, писатели. Во Львовском доме моделей работали портные, которые прошли парижскую, варшавскую и венскую школу моды.

– Как выглядела советская женщина? Почему-то это время ассоциируется с серыми тонами…

– Каждое десятилетие было разным. Ужасные времена были после войны. В 1944 году на руинах Киева начинает перестраиваться Киевский дом моделей. Но исключительно для того, чтобы просто одевать людей. О моде речь не идет. Советская женщина отстает на много лет. Художники пытались как-то на это влиять, и в них не было ни тканей, ни аксессуаров. Брежневу из Парижа везли замочки! Если художники и изготавливали какие-то особые вещи – то только на выставку, чтобы показать, что все в Союзе хорошо и все развивается. А для людей все было по-другому.

– Некогда считали дурным тоном?

– Много лет назад не носить шляпки было дурным тоном, потому что голова должна быть покрытой. Женщина в историческом одежде выглядела совершенной, композиционно целостной. В советские времена под запретом, кроме шляпок, были еще и аксессуары. Нельзя было сережек носить. Даже порой зонтики считали дурным тоном, мол, это было признаком буржуазии. Теперь же эта культура ношения одежды возвращается.

– Во Львове модная история тянула, и одежда на женщинах был изысканным и стильным. Ли современные тенденции и вид львовянок не смущает вас, не диссонирует со славной прошлым?

– Мы несколько консервативны в моде. Элегантность и культуру в носке одежды вижу в основном на людях преклонного возраста. Мне бы больше хотелось это видеть на молодежи, а она у нас разная. Сейчас важно не модно одеваться, а выглядеть стильно. Разговаривала
Виктория Савицкая

Обсуждение закрыто.