Осторожно, мошенники на проводе!

Телефонные аферисты выманивают у растерянных горожан деньги.
“Почта” узнала, как не стать их жертвой

Обережно, шахраї на дроті!

В то время, когда люди психологически напряженные и морально истощены, их легче всего обмануть. Ежедневно новых способов обмануть население и нажиться на ком-то больше, и мошенники не забывают и проверенных – по телефону. Падкие до легких денег не пренебрегают ни законы морали, ни государства . В Главном управлении Национальной полиции Львовщины рассказали, что за три месяца этого года зафиксировали 995 сообщений о мошенничестве, из них телефонное – 12. За аналогичный период прошлого года – 1123 такие преступления.

Одна из распространенных мошеннических схем – платные номера. Например, на сайте типа “купи-продай” есть объявление о продаже товара по очень выгодной цене, а также контактный номер, по которому можно обращаться. Позвонив по нему, со счета человека исчезают деньги. К счастью, большие суммы таким способом выманить не удастся.

Ваш родственник в беде. Надо деньги!

Гораздо хуже, когда аферисты давят на самое дорогое: звонят и говорят, что что-то случилось с вашим близким родственником или другом (он попал в аварию, драку и тому подобное). Чтобы откупить его от полиции, нужна кругленькая сумма. Иногда мошенники тщательно готовятся к обману: выведывают имена, другую личную информацию. Своей жертве они не дают выйти из стрессовой ситуации, все взвесить и мыслить трезво. Средства обычно требуют немедленно, поэтому через некоторое время лицо отдает конверт с деньгами “посреднику” или перечисляет их на карточку. Поскольку такая схема работает уже давно, специалисты советуют членам одной семьи договориться между собой, кому нужно звонить в случае беды, обязательно проверять информацию.

Светлана Добровольская, пресс-секретарь Главного управления Национальной полиции во Львовской области, рассказала “Почте” о два последние случаи мошенничества такого типа, которые удалось зафиксировать в Червонограде, но добавила, что такие аферисты действуют по всей области.

“На прошлой неделе к Червоноградского райотдела полиции обратился 52-летний житель и сообщил, что в 3.00 ему позвонила неизвестная и рассказала, что его сын совершил ДТП. Чтобы уладить дело, нужны деньги. Под его дом подошел мужчина, которому он передал 1000 долларов США. Так обманули и 77-летнюю жительницу Червонограда. Ее сообщили, что зять совершил ДТП, и так выманили 300 евро. По этим двум фактам проводят досудебные расследования”, – рассказала Светлана Добровольская.

Находясь в стрессовом состоянии после получения такого сообщения, люди часто даже не звонят “задержанного” или “потерпевшего”, чтобы проверить информацию. В милицию жертвы мошенничества, по словам полицейских, чаще всего обращаются только тогда, когда узнают, что их близкие ни в какую передрягу не попадали, после того, как уже передали или перечислили денежные средства злоумышленникам.

Дайте пин-код вашей карты!

Не проще всего обмануть человека, который верит в сказку: обязательно примет за правду, что вдруг выиграла много денег, недвижимость, авто или, например, землю на Кипре. Часто таких людей не настораживает даже то, что они знают: сознательно ни в каких розыгрышах такого типа участия не принимали. Мечтатель – настоящий подарок для мошенника. После такого сообщения о выигрыше вас обычно будут просить что-то сделать, куда-то позвонить, что-то купить, перевести средства или продиктовать свои персональные данные. Так и наживаются. В этих делах хорошо разбирается пресс-секретарь одного из банков Львова Виктор Гальчинский. Говорит, что его аферисты не раз пытались обмануть. Но он реалист, поэтому вел разговоры с ними только из любопытства.

“Очень часто мошенничествами занимаются хорошие психологи. Они могут заговорить человека так, что она и глазом не моргнет, как розпатякає все персональные данные, номера платежных карточек и даже кодовые слова. А потом из кредитных лимитов деньги исчезают. Первое, на что стоит обратить внимание, когда к вам звонят или присылают сообщение с содержанием “Вы победили”, – требуют от вас какого-то действия. Если действительно звонит сотрудник реальной организации, что проводила розыгрыши, то он не будет просить вас позвонить. Он все расскажет, а также может пригласить куда-то прийти, чтобы человек смог проверить, что это за организация. Если же звонит мошенник, то разговоры могут вестись любые. В конце концов, злоумышленник обязательно будет побуждать вас к некой действия: перевести деньги, продиктовать коды пополнения счета и прочее. Порядочная организация, что предлагает призы, никогда не потребует от вас таких действий и не виманюватиме персональных данных”, – говорит Виктор Гальчинский.

Аферисты же могут “косить” под организацию, отправляя сообщение с открытого номера, а с альфа-номеров: в таком случае вам на экране высветится не номер, а название фирмы.

“Манипуляции с банковскими картами аферисты пытаются осуществлять часто. В основном это касается тех людей, которые что-то продают в сети. Тогда, например, покупатель звонит и говорит, что готов купить товар, но он не из этого города. Соответственно он переведет деньги, а вы ему пришлете товар. Основной признак афериста в таких случаях – он не торгуется и не выведывает деталей, связанных с товаром. Мошенник может даже назвать конкретное имя и адрес, по которому отправить ему товар. Но потом, когда человек называет свой номер карты для перевода средств, он может перезвонить и сказать, что перевод от юридического лица, а он запрещен. Это полная чушь! Потому юридическое или физическое лицо может без проблем отправить средства на банковский счет физического лица. Если вам говорят, что есть трудности такого типа, это сразу должно насторожить. Когда мошенники начинают вдаваться в детали – сразу прекращайте с ними разговор!” – говорит Виктор Гальчинский.

В такую ситуацию попала львовянка Екатерина. Об этом она рассказала в Facebook-сообществе “Варта-1”. “Не знаю теперь, когда позбавлюся паршивого ощущения собственной глупости. Продавала в интернете детскую коляску. Предложили перевести на карточку деньги, а тележка отправить курьерской службой в Винницу после оплаты. За несколько часов мне позвонили по телефону, представляясь работниками банка, и сказали: “Вам поступил перевод средств от юридического лица. Поскольку вы физическое лицо, должны уточнить ваши данные, чтобы зачислить деньги. Сейчас пришлем SMS-код, а вы нам продиктуйте”. Они столько информации за минуту говорили, что я не успевала подумать. Четко отвечали на мои вопросы, и я даже не моргнула, когда диктовала пароли один за одним, пока… не пришел мой любимый муж и не сказал звонить, чтобы заблоковувати карточку. У меня успели выманить 500 гривен. Если бы не заблокировали, боюсь и думать, сколько бы еще могли снять”, – пишет женщина.

Виктор Гальчинский рассказывает: бывает, мошенники звонят и представляются сотрудниками службы безопасности банковского учреждения. “ Они сообщают, что ваша карта заблокирована и что нужно сверить некоторые персональные данные, чтобы ее разблокировать. Если сталкиваетесь с этим, то не продолжайте разговора. Сразу свяжитесь с представителем колл-центра банка, который вас обслуживает, и спросите, или возникли какие-то трудности или проблемы с вашей картой. Если мошеннику все-таки удалось выведать какую-то личную информацию, вернуть деньги будет проблематично. Если замечаете что-то подозрительное – немедленно звоните в колл-центр своего банка и блокируйте карту”, – добавляет он.

Как только вы опубликовали объявление в интернете, будьте готовы получать звонки от мошенников. Даже если вам хотят перевести деньги, ни в коем случае не называйте контрольного кода банковской карты и других личных данных.

Не туда деньги перевел… Верните!

Львовяне начали получать сообщения, мол, им кто-то случайно пополнил мобильный счет. И тут “влетает” следующее сообщение с просьбой вернуть деньги. То, что сообщение отправлено с частного номера, большинство не замечает, поэтому доверчиво отправляет свои деньги аферисту.

“Будьте внимательны! Сама чуть не попалась. Даже не заметила, что SMS о пополнении пришло не от оператора, а с частного номера. Хотела обратно вернуть 50 гривен, но уже перезвонила оператору, чтобы уточнить остаток до вчерашнего ошибочного пополнения. И когда он сказал, что никакого пополнения не было, я все поняла”, – пишет львовянка, говорится на сайте lv.20minut.ua.

Обережно, шахраї на дроті!

Сергей Наконечный, начальник отдела управления криминальной полиции ГУ Национальной полиции Львовщины:

– Самый распространенный вид мошенничества – когда звонят человеку, представляются работниками правоохранительных органов, говорят, что родственник или близкий попал в беду, и требуют денег, чтобы он избежал ответственности. В основном аферисты звонят людям преклонного возраста. При такой ситуации прежде всего нужно связаться со своими родственниками, проверить, вас не обманывают. Бывает, что “потерпевший” может лежать в другой комнате и даже не подозревать, что за него родные какие-то деньги кому-то передают (часто таксисту, который даже не подозревает, во что его втягивают). Шоферу говорят, куда ехать, что взять и кому передать.
В этом году мы задержали двух аферистов, которые работали из мест лишения свободы. Они совершили около 20 эпизодов таких мошенничеств. Такие лица звонят, не имея информации о человеке, ибо ее они в основном получают от самих потерпевших. Чтобы не попасться на крючок мошенника, нужно быть внимательными, не сообщать никому своих персональных данных или информации относительно банковских карт.

Обсуждение закрыто.